Инклюзивное образование
                                                                                                                                 

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному обучению путем организации деятельности в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей. Определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного образования базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения.

Современные образовательные практики и педагогические системы развитых и развивающихся стран претерпевают необходимые социуму изменения, осуществляя переход на новые образовательные концепции и технологии. Международные организации (например, ЮНЕСКО, ОБСЕ и другие) в качестве приоритетного направления развития системы образования рекомендуют инклюзивное или включенное образование, направленное на реализацию права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию. Современная парадигма образования исходит из идеи создания адекватных условий для индивидуумов с различными потребностями в обучении (в том числе для лиц с различными психофизическими сложностями и одарённых людей).

В Российской Федерации и Республике Татарстан определены пути оптимизации и развития специальных учреждений и образовательных структур интегрированного профиля, но развитие системы инклюзивного образования осуществляется медленными темпами, поскольку наблюдается дефицит профессиональных кадров, имеющих представление об инклюзивном подходе. Раннее выявление и сопровождение лиц из группы риска, расширение границ взаимодействия лиц с особенностями развития возможно лишь в ситуации профессионального подхода высококвалифицированных специалистов. Научно-методическое и кадровое обеспечение развития инклюзивного образования остаётся актуальным.  

Существует социальный заказ на инклюзию. Но запрос практики на сегодняшний день обозначается вопросами «кого, как, где и чему учить?». Это вопросы тех, кто функционирует в новых реалиях, кто будет обучаться и обучать. В процессе обучения в ВУЗе студенты разных специальностей должны овладеть информацией о специфике инклюзивного образования и его целесообразности. В конечном итоге такое образование обеспечивает преемственность от инклюзивного образования к инклюзивному обществу, делает социум гуманнее, раскрывает потенциал каждого человека, способствует самоактуализации.

Российская Федерация и Республика Татарстан взяла на себя обязательства по соблюдению права на образование людей с ОВЗ. Актуальность и своевременность этих действий очевидна, но при этом требуются существенные изменения во всех сферах общественной жизни, начиная с образовательной политики и заканчивая финансово-экономическим обеспечением данного процесса. Педагоги, как правило, не имеют необходимых знаний об особенностях взаимодействия и способах обучения людей с ограниченными возможностями, поскольку эта информация не являлась содержанием их вузовской подготовки. В результате категория людей с ОВЗ (ООП) часто попадает в число дезадаптированных, а у педагогов и родителей формируется негативное отношение к инклюзивному образованию. Тем не менее, переосмысление социумом своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признание не только равенства их прав, но и осознание своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими людьми возможности, заставляет искать пути решения проблемы инклюзивного образования.

Казанский государственный институт культуры разработал программу развития инклюзивного образования, а также создает условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Показатель Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами
Нормативное обеспечение
Локальные нормативные акты
Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующим структурным подразделением - учебно-методическим управлением КазГИК. Назначено должностное лицо, ответственное за работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: заместитель начальника УМУ Мантонина Татьяна Николаевна, каб. 303, тел. 2-37-69-91.
Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов  Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства.
Паспорта доступности объектов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступности зданий и сооружений КазГИК
Кадровое обеспечение
Введение в штат сотрудника для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами Планируется в 2017-2018 учебном году введение в штат должности сотрудника для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ, за сотрудниками Образовательно-технологического центра "Мультимедиа" закрепления обязанности по обеспечению образовательного процесса специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Дополнительная подготовка педагогических работников На регулярной основе осуществляется дополнительная подготовка научно-педагогических работников и сотрудников КазГИК с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, адаптация программ дополнительного образования. 
В работе используются методические рекомендации и пособия: 
Методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию в рамках программы «доступная среда» на 2011-2020 годы специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психологопедагогической, медицинской и социальной помощи
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (часть 1, часть 2)
Информационная открытость
Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами по адресу http://kazgik.ru/kcontent/home/inklyuzivnoe-obrazovanie/

На сайте оборудована возможность просмотра информации в режиме "для слабовидящих" ico_glasses.png

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов представлены по адресу: Правила приема для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Включение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин В вариативную часть образовательных программ высшего образования включены такие дисциплины, как «Риторика», «Информационные технологии в науке и образовании», «Информационная культура личности», «Социально-реабилитационные технологии в организации детско-юношеского досуга» и др. 
Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Разрабатываются методические рекомендации преподавателям по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ в творческих вузах.
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья Информационные ресурсы библиотеки КазГИК: http://kazgik.ru/sveden/biblioteka/informatsionnye-resursy/
Для обеспечения образовательного процесса заключен договор о сотрудничестве с ГБУК Республики Татарстан "Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих".
Обеспечение мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности Заключены договоры на прохождение всех видов практики обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений и специальностей.
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на полгода.
При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются  различные варианты проведения занятий: в группе и индивидуально, с использованием электронных образовательных технологий.
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются: разработка и мониторинг единой базы данных вакансий для студентов КазГИК http://kazgik.ru/kcontent/students/vakansii/ , проводятся индивидуальные консультации для лиц с ОВЗ и инвалидов, оказывается помощь в подборе подходящих вакансий из числа заявок поступающих в КазГИК. Все выпускники инвалиды 2017 года были трудоустроены в соответствии с полученными специальностями.


Организация образовательного процесса с использованием системы электронного обучения
Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием системы электронного обучения В учебном процессе обеспечено сочетание on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий. Функционирует система электронного обучения Казанского государственного института культуры http://edu.kazgik.ru/course/index.php?categoryid=10
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса
 Осуществление  Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Все студенты КазГИК с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды успешно сдали зачетно-экзаменационные сессии в 2016-2017 учебном году и перешли на следующий курс.

Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность. Осуществляется методистами деканатов, кураторами.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется в рамках работы социально-психологического бюро КазГИК.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Функционирует медпункт http://kazgik.ru/kcontent/home/struktura_oo/prorektor-po-administrativno-khozyaystvennoy-rabote/medi...

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Осуществляется социальным работником, специалистами отдела по работе со студентами.
 Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "Физическая культура" Освоение дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ и инвалидами осуществляется в соответствии с Положением об особом порядке освоения дисциплины «Физическая культура». В вузе утвержден Порядок проведения и объем подготовки по физической культуре для лиц с ограниченными возможностями здоровья» https://drive.google.com/file/d/0B0428a9gI6vsM2lFd0ZjbXBmUkE/view
Создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам В вузе развито студенческое движение, создан волонтерский отряд, одной из задач которого является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие более тесному взаимодействию студентов с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде http://kazgik.ru/kcontent/students/stud_club/index.php?bitrix_include_areas=N&sphrase_id=52453
Создание условий для развития творческого потенциала обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам Комплексный план по творческой и воспитательной работе КазГИК на 2017-2018 учебный год
Создание условий для развития научного потенциала обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам Студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды привлекаются к участию в конференциях, научных семинарах, работе над грантами, участию в мастер-классах и т.д.
http://kazgik.ru/kcontent/about/scientific_activities/


Яндекс.Метрика