Инклюзивное образование
                                                                                                                                 

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному обучению путем организации деятельности в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей. Определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного образования базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения.

Современные образовательные практики и педагогические системы развитых и развивающихся стран претерпевают необходимые социуму изменения, осуществляя переход на новые образовательные концепции и технологии. Международные организации (например, ЮНЕСКО, ОБСЕ и другие) в качестве приоритетного направления развития системы образования рекомендуют инклюзивное или включенное образование, направленное на реализацию права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию. Современная парадигма образования исходит из идеи создания адекватных условий для индивидуумов с различными потребностями в обучении (в том числе для лиц с различными психофизическими сложностями и одарённых людей).

В Российской Федерации и Республике Татарстан определены пути оптимизации и развития специальных учреждений и образовательных структур интегрированного профиля, но развитие системы инклюзивного образования осуществляется медленными темпами, поскольку наблюдается дефицит профессиональных кадров, имеющих представление об инклюзивном подходе. Раннее выявление и сопровождение лиц из группы риска, расширение границ взаимодействия лиц с особенностями развития возможно лишь в ситуации профессионального подхода высококвалифицированных специалистов. Научно-методическое и кадровое обеспечение развития инклюзивного образования остаётся актуальным.  

Существует социальный заказ на инклюзию. Но запрос практики на сегодняшний день обозначается вопросами «кого, как, где и чему учить?». Это вопросы тех, кто функционирует в новых реалиях, кто будет обучаться и обучать. В процессе обучения в ВУЗе студенты разных специальностей должны овладеть информацией о специфике инклюзивного образования и его целесообразности. В конечном итоге такое образование обеспечивает преемственность от инклюзивного образования к инклюзивному обществу, делает социум гуманнее, раскрывает потенциал каждого человека, способствует самоактуализации.

Российская Федерация и Республика Татарстан взяла на себя обязательства по соблюдению права на образование людей с ОВЗ. Актуальность и своевременность этих действий очевидна, но при этом требуются существенные изменения во всех сферах общественной жизни, начиная с образовательной политики и заканчивая финансово-экономическим обеспечением данного процесса. Педагоги, как правило, не имеют необходимых знаний об особенностях взаимодействия и способах обучения людей с ограниченными возможностями, поскольку эта информация не являлась содержанием их вузовской подготовки. В результате категория людей с ОВЗ (ООП) часто попадает в число дезадаптированных, а у педагогов и родителей формируется негативное отношение к инклюзивному образованию. Тем не менее, переосмысление социумом своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признание не только равенства их прав, но и осознание своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими людьми возможности, заставляет искать пути решения проблемы инклюзивного образования.

Казанский государственный институт культуры разработал программу развития инклюзивного образования, а также создает условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Яндекс.Метрика